HR-директор SVN Ирина Вдовина: "Отток мигрантов из России серьезно сказывается на клининге"

20 Ноября 2020
Ирина Вдовина, HR-директор управляющей компании SVN, доказывает, что массовый отток мигрантов из России самым непосредственным образом сказался на экономике торговых центров. Расходы на клининг взлетели вверх, и это в тот момент, когда все ТРК стремятся экономить.
Отток мигрантов родом из стран СНГ заметен невооруженным глазом. Особенно на рынке клининга и строительства. По нашим оценкам, количество иностранных рабочих в этих отраслях сократилось примерно на 20%. Если говорить о статистике по стране, число работающих в России иностранцев, по данным МВД на конец сентября этого года, составило почти 1,8 млн человек. В прошлом году этот показатель был на 22,5% выше и держался уровне более 2,3 млн. В большей степени речь идет о выходцах с постсоветского пространства. Многие из приезжих заняты в сферах ЖКХ, клининга, строительства.

Что касается эксплуатации коммерческой недвижимости, здесь мы не наблюдаем серьезных изменений, особенно у «белых» компаний. Они всегда старались нанимать на работу соотечественников, потому что оформлять иностранцев невыгодно — слишком велики налоги. А варианта не оформлять просто нет, это удел «серых» компаний. И если еще в прошлом году у таких компаний было преимущество перед работающими полностью в правовом поле в основном за счет низкой цены, то теперь цены сравнялись.

Дело в том, что в России образовался дефицит гастарбайтеров, и мы стали свидетелями доселе невиданной ситуации: граждан сопредельных республик, которые сейчас работают в России, стали переманивать из одних компаний в другие, при этом цена на их услуги повысилась примерно на 25-30%. Все из-за дефицита рабочей силы низкой квалификации. Фонд оплаты труда в бюджете на обслуживание ТРК составляет примерно 60% от всех затрат. Самый распространенный способ сэкономить (читай «демпинговать») — урезать зарплаты и налоги. В бюджетной таблице это может выглядеть как среднерыночные зарплаты, но с минимальными налогами либо как низкие зарплаты. В условиях оттока мигрантов цена повышается, но тут рынок сталкивается с силой, которая это повышение сдерживает и заставляет компании демпинговать. Это настойчивое желание заказчиков экономить, ссылаясь на собственные финансовые потери во время пандемии. У любой экономии есть пределы, тем более если компания платит все налоги и отчисления в казну. В итоге вырастает оплата труда мигранта, увеличивается бюджет на клининг. При этом для заказчиков разница между расходами на эксплуатацию, клининг и охрану весьма условная. У них есть определенная сумма, в которую они должны уместить свои траты за год. А поскольку она упала в связи с пандемией, управляющим компаниям, чтобы уложиться в эту сумму, приходится урезать расходы на эксплуатацию и охрану, потому что себестоимость клининга выросла на 7-15%. Это большое значение, особенно если учесть постоянное повышение стоимости уборки в связи с масштабным «обелением» отрасли. Еще до пандемии эти услуги повысились в цене на 25-40%, составив львиную долю операционных расходов торговых центров. При этом клининг обелился не полностью, а поскольку задача наполнить бюджет путем сбора налогов никуда не делась, то не исключено, что на клининговые компании будут и дальше повышать налоговую нагрузку. Это толкнет себестоимость вверх еще раз.
Опросы показывают, что москвичи считают подобную работу малопрестижной и неприбыльной. Для них более приемлемый вариант — встать на биржу труда, чем мести улицы или орудовать шваброй. А жители регионов не смогут в полной мере закрыть потребность, например, в персонале служб клининга. Это связано с отсутствием мотивации приезжать в Москву или Петербург на заработки, при этом тратя внушительные суммы на жилье, питание, транспорт. Остаток после обязательных расходов останется совсем небольшим — около 10 тыс. рублей. Тот же самый уровень достатка, если не больше, житель региона может обеспечить себе и на малой родине. Одной из мер может стать пересмотр соцпакетов: предоставление общежития, корпоративное питание. Это те бонусы, которые сейчас есть в строительстве, где внутренних мигрантов довольно много именно за счет жилья и экономии на транспорте: как правило, жилые вагончики стоят прямо на территории строительства. Для сферы обслуживания недвижимости это неприменимо. Поэтому потребность привлечения трудовых мигрантов из СНГ стоит остро, так как нет нужной рабочей силы внутри страны, позволяющей ее закрыть.

Для торговых центров такая оптимизация может закончиться недовольством посетителей. Так, сокращение частоты уборки неизбежно приведет к неухоженному внутреннему убранству, особенно это заметно в «грязные» месяцы с середины осени до середины весны. Также есть соблазн экономить на расходниках, чтобы как-то сдержать рост цен на клининг, но это тоже путь в никуда. Если в туалетах постоянный дефицит бумаги или мыла, недовольство посетителей будет очень заметным и, надо сказать, справедливым. Некоторые компании планируют экономить на униформе, точнее на частоте ее закупки и качестве изделий. Если мы говорим о сотрудниках эксплуатации, то это можно допустить, хотя и очень нежелательно. Но они хотя бы не на виду у посетителей. Сотрудники клининга постоянно работают в торговом зале, и грязная униформа — это урон репутации торгового центра.

Сейчас есть основания полагать, что поток мигрантов в Россию после открытия границ возобновится. Это предположение подтверждают и результаты исследования НИУ ВШЭ «Коронавирус и трудовая миграция», большинство респондентов которого готовы вернуться сразу, как только будут открыты границы. Каким этот поток окажется фактически, пока трудно прогнозировать. С одной стороны, если все мигранты вернутся на заработки к нам в страну, это облегчит непростое положение многих отраслей, но с другой — если не вернутся, бизнесу придется приспосабливаться к новым условиям: повышать зарплаты и культуру труда, соблюдать социальные гарантии, чтобы привлекать на вакансии граждан России. Первый путь легче, зато второй дальновиднее.

Оригинал: https://marketmedia.ru/media-content/dorogie-shvabry/
Остались вопросы? Мы ответим на них.